ЦЕРКОВЬ НИКИФОРА ФОКИ

GÜVERCINLIK KILISESI

Церковь Никифора Фоки в деревне Чавушин высечена на краю скалы, расположенной вдоль дороги из Гереме в Аванос. В поствизантийские годы храм использовался в качестве голубятни, поэтому церковь известна как Большая голубятня. Иконографическая программа церкви уникальна и подчинена единой идее «священной войны» против агарян и прославлению христианского воинства.
По размерам вимы храм больше, чем типовые каппадокийские храмы на один взвод пехоты, но два взвода – уже здесь не поместится. Помещение состоит из одного нефа с тремя апсидами. Ковровая роспись сплошь украшает все стены, изображения развертываются более-менее последовательно в виде фризовых лент на разных уровнях.
Церковь расписана замечательным художником, живо демонстрирующим античные приемы изобразительности, легкость и динамичность рисунка и даже некоторый импрессионизм, но иконописцу пришлось постараться и изо всех сил держаться в рамках канона; манера письма чем-то напоминает Chiesa Santa Maria Foris Portas в Castelseprio и есть что-то от росписей монастыря Давида Гареджи. Извините, отвлеклась.

Так вот, роспись в апсиде утрачена, на своде по центральной линии - Вознесение и Благословение Апостолов, Пророки в медальонах - Амос, Аввакум, Изекииль и Даниил.
Надо сказать о непривычной приближенности персонажей росписи – здесь это воины, они стоят рядом, вооруженные, написанные на уровне глаз и кажется, что почти в человеческий рост, их много...
Строительство и роспись церкви были завершены во время правления Никифора Фоки в 964-965 годах, что совпало с пребыванием императорской семьи в Каппадокии и победоносными походами Фоки против арабов в Киликии. Император посетил храм, и церковь его порадовала, причем совершенно не смутила немного апокрифическая изобразительность – в «православном джихаде» воины точно различались не по этим критериям. Местное духовенство назвало храм именем императора. Сам Никифор и члены его семьи фигурируют в росписи церкви, в левой апсиде – это единственный случай в Каппадокии, когда император изображен в храме. На фото конхи апсиды по центру – император Никифор Фока, слева (то есть справа от императора) - императрица Феофано, справа от императора - его отец цезарь Варда и Лев Куропалатис, а крайняя слева - неизвестная, наверное, жена Льва.
Слева, на северной стене церкви, в нижнем регистре, как раз направляясь к апсиде с императором, два всадника возглявляют победную процессию из воинов. Такая вот получается сцена триумфа.
Это знаменитые византийские полководцы Млех-Мелиас и Иоанн Цимисхий.
Вот прорись этих всадников из статьи Николь Тьери.
Никифор Фока – очень интересный император, успел повоевать и с нашим Святославом. Присутствие Мелиаса и Цимискеса логично связано с их участием в освобождении Никифором II Киликии в 965 году. Кроме того, Фока - дядя Цимисхия, и в скором времени Цимисхий займет византийский престол, убив дядю. Что касается Мелиаса-Млеха, то он отметился в византийском эпосе «Дигенис Акрит». Вождь апелатов Мелеменцис (Млех Менц – Млех Великий), имевший владения на берегу Евфрата и вынужденный подчиниться Дигенису и служить ему, исследователями отождествляется с историческим Млехом Мелиасом. Реальный Млех Мелиас казнен в Багдаде в 973 г. А эта самая Феофано стала любовницей Цимисхия после смерти мужа Никифора, и вообще... два сына Феофано поочередно были императорами Византии - Василий II и Константин VII, а дочь Анна стала женой киевского князя Владимира. Ой, извините, снова отвлеклась, эдакий лид вышел.
Уникальный, и не только для Каппадокии сюжет, просьбой о Божьей помощи против арабов – прямо над императорской семьей.
Над апсидой написан ветхозаветный Иисус Навин и архангел Михаил до завоевания Иерихона. Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он руководил еврейским войском, когда «Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами». Пришла пора отвоевывать Землю Обетованную. Такое вот божественное вмешательство в победоносную борьбу с мусульманами, иерихонские трубы.
И здесь как раз представляется случай немного сказать о том, что в некоторых каппадокийских росписях кое-что двоится - буквально написано два раза, как в этой росписи – Иисуса Навина два.
Такое вот «удвоение», как две секвенции, два кадра в зацикленной анимации. Такая дуалистическая гностическая оптика: один и тот же персонаж изображается дважды на одной и той же сцене, в разных положениях, и нередко – обстоятельствах, и чаще всего – одновременно. В эллинистическом искусстве так останавливали время. Это то, что искусствоведы стыдливо, а чаще – по незнанию, называют «изобразительной особенностью» каппадокийских росписей. Такой прием представляет собой прямое изображение, дидактически понятное, и очень современное, как раз для актуального клипового мышления – прямо в лоб, два образа – например, как бы духовный и как бы материальный, или что делал и что думал при этом, или что видели все и чего не видел никто. Ассоциативно вспоминается «Слова о полку...» - «веют душу из тела» …Не смогу определить, где здесь какой Навин…
Христологическая программа храма расширена, и современного человека заставляет думать. Возникают вопросы...Предупреждаю сразу, что росписи Каппадокии иногда используют монофизитское и/или гностическое мышление, и иллюстрации к текстам апокрифических евангелий в Каппадокии – частая практика. В основе некоторых сцен этого храма – «Евангелие от Иакова», «Евангелие от Никодима» и какой-то гностический неизвестный нам текст.
Подробно все сюжеты рассмотреть не получится, обратим внимание на наиболее интересные. Начнем с Рождества. Ванночка для Младенца очень символичная, да и Младенца два.
С западной стены сюжеты плавно перетекают на верхнюю часть северной. Здесь предыстория Рождества: сон Иосифа, Бегство в Египет, причем Египет персонифицирован женщиной. Ниже – объединенная очень компактно история.
Вот эта история покрупнее, придется немного подумать...
По крайней мере, определяются пришедшие поклониться Пастухи Рождества Христова, Избиение младенцев, Спасение Елисаветы и Иоанна Крестителя в горе, и наверное, убийство Захарии.

Вот Мария и Елисавета, и детализированное Испытание водой, нигде кроме как в Каппадокии, не видела такого внимания к этому сюжету Евангелия от Иакова..
Поклонение волхвов вполне традиционное, если не учитывать, что они без всяких фригийских колпаков и вообще, не такие сказочные. Видимо маги с Востока на Востоке воспринимаются реальнее.
Крещение и часть тех самых солдат, строем опоясывающих храм, говорят, что это 40 мучеников Севастийских, и что разбросаны они по храму тут и там. Интересная иконография этих святых, да еще и в полной боевой выкладке.
Предатество Иуды многолюдное и очень живописное, динамичное. Справа внизу Петр отрубает Малху ухо – это непременная деталь сюжета в Каппадокии.
Предатество Иуды
А вот Суд Пилата
Абсолютно загадочное Распятие. Почему их два? Да и состав предстоящих уникален. Если у вас есть какие-то соображения по этому поводу, или вы знаете апокриф, который так проиллюстрирован – пишите, очень интересно.
Распятие
Оплакивание Христа, или Пьета, или Не рыдай Мене, Мати – здесь, кто к какой школе искусствоведческой принадлежит, хороший пример для демонстрации искусственности всяких умозрительных классификаций. Евангелист Иоанн и Иосиф Аримафейский справа, слева от Креста – Никодим.
Думаю, не надо говорить, что в этой военной церкви такие сюжеты имеют особый смысл. В воинском храме все оказывается подчинено единой идее войны как божественной миссии.
И кажется, что вечный триумфальный порядок прошел через века, и нимбы у всех изображенных вполне реальные.
В Тактике Льва VI описано, что именно Никифор, который всячески подчеркивал священный характер войны с агарянами, категорически запрещал идти в бой, предварительно как следует не помолившись. Подробная практика обеспечивала высокий боевой дух войска для противостояния джихаду, спокойствие солдат, и что важно - надежду на оправдание и духовную чистоту погибших, несмотря на христианский запрет на кровопролитие.

Никифор Фока (как пишет Ираклий) был убежден – погибшие в бою солдаты подобны мученикам за веру и должны почитаться одинаково с ними, и прославляться в гимнах, подобным мученическим.
Этот храм долго не освящали, и наконец , вскоре после смерти императора, Константинополь официально, литургически освятил храм, правда на короткое время, но уже другая история.
Из стихотворной (!) переписки между Никифором и багдадским халифом Аль-Муги из почти утраченных переводов русского немца, востоковеда Розена В.P. Никифор пишет халифу:
«Я пойду в Мекку, взяв с собой великое множество солдат, подобных темной ночи, Я овладею этим городом, дабы воздвигнуть там трон лучшему из сынов человеческих - Христу. Затем я направлюсь в Иерусалим. Я завоюю Восток и Запад и повсюду распространю религию Христову!»
Император буквально принуждал Церковь создать закон, чтобы павшие на войне были чествуемы наравне со святыми мучениками. Тогдашние предстоятели Церкви долго и методично убеждали Никифора, что его требование неблагочестиво, как можно причислить к мученикам павших на войне, когда Василий Великий отлучил их на трехлетие даже и от Евхаристии как «имеющих нечистые руки». Но император остался при своем мнении, и остались многочисленные воинские церкви с неканонической иконографией, чудом сохранившиеся здесь, в Каппадокии, храмы, воплощающие в себе идею освободительной войны как божественной миссии.

  • Материалы:
  • Лев Дьякон. История
  • Лев VI Мудрый. Тактика
  • Mustafa Uysun. The Guide to Iconography in the Rock-Cut Churches of Cappadocia. Turkey, Kayseri, 2014
  • Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись. Т. Вельманс, В. Корач, М. Шупут. Под. ред. Маневича И. Белый город, 2006
  • Лазарев В. Н. История византийской живописи
  • http://monuments.hist.auth.gr
  • https://wikiway.com/turkey/kappadokiya