ЦЕРКОВЬ СВ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

KIRKDAMALTI KILISE
Церковь св.Георгия XIII в. в долине Ихлара в Белисирме. Это наиболее поздняя по времени возникновения церковь в долине Ихлара. Взбираться к ней нужно по запутанным козьим тропам.

Забравшись на высоту около сотни метров по крутому склону, можно заметить следы яркой живописи в грубо вырубленной нише.
Вот так выглядит храм снаружи.
Ниша содержит изображение святого Георгия, попирающего чудовище.
Белый конь его изображен в благородной иноходи с искусно заплетенным пышным хвостом и изогнутой шеей,
но сам Георгий сохранился лишь во фрагментах оранжевой туники, зеленых сапог, щита и ниспадающей темно-коричневой мантии.
Храм небольшой, весь неправильный по пропорциям и размерам. Посмотрите на план - при строительстве явно использовались природные особенности скалы
Аркосолии занимают значительную часть церкви - они видны на заднем плане
... и сохранилось много росписей. Вот фрагмент росписи с архангелами. Здесь еще уцелевшая часть Крещения - видны только воды Иордана и Иоанн Креститель...
На своде по центру – всегда праздничное Вознесение.
а здесь почти совсем размытое водами за восемь веков - Рождество. И видно как, несмотря ни на что, волхвы все же дошли:
и очень эмоциональное Распятие:
Ангелочек с Распятия очень выразительно в ужасе закрывает глаза рукой.
Сошествие Святого Духа удивляет конструктивизмом, хотя это, впрочем, традиционная иконография, оставшаяся современной во все времена.
Но храм знаменит нетрадиционным изображением. Это потрясающая ктиторская композиция.
В центре - изображение Святого Георгия в доспехах, покрытого плащом с треугольным щитом в руке, окруженного портретами церковных благотворителей. Слева виден бородатый мужчина, одетый по-турецки в чалму и кафтан, а справа находится женщина в византийском придворном одеянии, протягивающая модель храма. Это очевидное подражание императорским портретам из южной галереи Святой Софии.
Вот, посмотрите на скриншоте, в ролике сделана наивная попытка рестарации ктиторской композиции.
Строительство церкви длилось с 1283 по 1295 года, т.е почти 200 лет после Манцикерта, в период властвования сельджуков, военачальником-христианином амирарзесом Василием, служившим в армии султана Месута II, и Тамарой. Они же и посвятили храм святому Георгию, их же запечатлела роспись. Амирарзес изображен в ктиторской композиции предстоящим св.Георгию и одетым в халат и тюрбан.
Фреска сопровождается написанным там же пояснением, возвращающим нас в далекое и еще не до конца понятное прошлое. Там написано: «Эта наисвятейшая церковь, посвященная святому и великому мученику Георгию, была чудно украшена при содействии, по благой воле и заботе госпожи Тамар, здесь изображенной, и ее Эмира Василия Гиагопоса при благородном и великом Султане Масуде и в то время, когда господин Андроник правил Ромеями».
Интересен город? храм?, который преподносит Тамара святому Георгию, видно, что это - крепость.
В это время на территории Каппадокии с 11 века - уже давно ислам, Румский султанат. Конечно, каппадокийские христиане в конце одиннадцатого века имели все основания для пессимизма. По мере того, как султаны в Конье сосредоточили свою власть над Анатолией, они научились ценить таланты своих христианских подданных, еще составлявших большинство населения. Если сельджуки в силу темперамента и не были склонны к терпимости, сама жизнь силой заставляла их быть толерантными – без этого их государству суждено было погибнуть. Правительственная терпимость копировалась в низких слоях общества экзотическим и переменчивым синкретизмом. Сельджуки и греки порой поклонялись одним святым, обычай крещения распространился среди анатолийских мусульман, веривших, что их дети будут болезненными и дурнопахнущими без помазывания христианским священником. Обычаи дервишей Бекташи были смесью элементов, производных из ислама, центрально-азиатского шаманизма, иудаизма и христианства.
Румский султанат располагался на бывших византийских землях, поэтому вынужден был придерживаться толерантности сельджуков к христианскому населению Анатолии, эта "толерантность" приобрела массовый характер в XII веке. Принцип веротерпимости был сформулирован в декларации одного из ее правителей: "Мы не превращаем в рабов народы, которые находятся под нашим владычеством; мы заселяем деревни подданными и они трудятся как для себя, так и для нас."
Христианам приходилось платить джизью - «налог на веру». Христиане сохраняли организацию своих церквей, свои религиозные институты; греческое население Рума поддерживало контакты с Константинопольским патриархатом, находящимся за 1000 км исламских земель.
И вот что интересно. На этом изображении из-за плохой сохранности написания титула Василия Гиагуписа существует два прочтения его должности - эмир и амирардзес. Если в толковании мусульманского титула эмир не возникает затруднений, то титул амирардзес несколько экзотичен: вероятно, это искаженное «амир ардзи». Амир ардзи возглавлял ведомство, снабжавшее сельджукскую армию ресурсами - продовольствием и рекрутами - и проводившее в ней выплату жалования. Таким образом, один из предстоящих перед покровителем воинов святым Георгием Победоносцем совмещал обязанности «зам. по тылу» и «главного военкома» Румского султаната. Скорее всего, Василий Гиагупис занимался набором христианских наемников.
Теперь про Тамар. Ещё более, чем образ христианского вассала сельджукского султана, интригует зрителя изображение женщины-донатора, «госпожи Тамар», имя которой предшествует имени эмира, принадлежащего к военной элите Румского султаната, то есть она тут главная. Кто эта благочестивая женщина в одеждах знатной византийской дамы, на чьи средства построена и расписана церковь? Являлась ли она супругой эмира Василия? Текст посвящения и надпись на своде ничего об этом не говорят. В источниках того времени нередки упоминания о византийских и закавказских принцессах, грузинках и армянках, находящихся в гаремах мусульманских правителей.
XIII век был временем интенсивных контактов между Грузией и Румским султанатом. Так, например, в 1224 году, чтобы породниться с правящей в Грузии династией Багратионов, сельджукский принц Мухаммад Мугис уд-Дин Туркан-шах даже принял христианство! И в жены он взял не кого-нибудь, а саму царицу Грузии Русудан (1194-1245). От их несчастливого брака родилась дочь Тамар. В 1237 году ее взял в жены румский султан Кайхосров II (правил 1236-1245). А вместе с невестой ко двору султана прибыло множество христиан, в том числе и фрейлины невесты.
Так вот, наша госпожа Тамар с храмовой росписи вполне могла быть одной из знатных девушек, составляющих свиту невесты. Но некоторые историки даже более смелы в своих предположениях, они считают, что Тамар, построившая храм святого Георгия и Тамар, жена султана Кайхосрова II - это одно и то же лицо. Если это так, то история становится ещё более интригующей. Ведь султанша Тамар была дружна с великим поэтом и мусульманским мистиком Джалаледдином Руми (1207-1273) и сама входила в его знаменитый суфийский орден под именем Гурджи Хатум (Грузинской Дамы).
И про султана. Если на росписи в церкви святого Георгия действительно жена Кайхосрова II, то изображенный рядом султан Гияс ал-Дин Масуд II - это ее племянник. Тогда его лояльность к христианам обосновывается со всей очевидностью. Этот султан Рума являл собой образец мудрого правителя полиэтничного государства. Арабские хроники говорят о нем как о порядочном человеке, приводя в пример его смерть: чтобы «не потерять лицо» из-за давления кредиторов, он принял яд.
Другой предстоящий святому Георгию - православный грек (или христианский потомок рода Данишменд), облаченный в костюм знатного сельджукского вельможи.
Все это не так просто уложить в голове. Крыша конечно, едет капитально: на земле ислама, в «православном» ущелье вырублен храм святого Георгия Победоносца... и фоном возникает пока что безответный вопрос - против кого они воевали? Эти самые местные христиане, которых набирал в войско «зам. по тылу» и «главный военком» Румского султаната? Наверное, скорее всего, против монголов и арабов, а может и против очень далекой уже в те времена Византии, сжавшейся до Константинополя и нескольких европейских провинций.
Что касается императора, упомянутого в надписи, «Господина Андроника», то его правление было просто перечнем несчастий. Он был набожным, умным и воспитанным человеком, а его министры отличались высочайшими интеллектуальными качествами, но ни Андроник, ни его министры были не в силах остановить безысходный и пугающе быстрый закат империи.
Не было ангела, который спустился бы с небес и изгнал захватчиков «об одиннадцатом часе».
И всё же насколько загадочна эта надпись в храме Святого Георгия. Она являет нам мир на грани немыслимого, невозможного синкретизма. Контактная зона ислама и христианства поражает воображение.
И несколько фотографий...
Еще один святой всадник из этого храма
И еще...
Воистину, пути Господни неисповедимы...
материалы
Demir. N.Valley of Ihlara and its Churches. Ankara, 1992.